Зонирование помещений аптечной организации

При открытии аптеки планировать будущие помещения следует исходя не только из законодательных требований, но и с учетом маркетинговой политики. Правильное зонирование позволяет увеличить товарооборот и создать максимальные удобства – как для покупателей, так и для сотрудников аптечной организации. Однако для реализации данного плана нужно обладать знаниями в области мерчендайзинга, поэтому при определении функциональных зон чаще всего пользуются услугами профессиональных специалистов. Рассмотрим, как правильно спланировать зоны аптеки.

В любой аптеке независимо от вида деятельности (открытые, закрытые, производственные аптеки) должны быть как минимум три зоны:


  • Рабочая
  • Служебная 
  • Зона отдыха
  • Торговый зал


Рабочие зоны

К этой зоне относится та площадь аптеки, на которое происходит непосредственная работа фармацевтов и провизоров – консультирование и обслуживание покупателей. Здесь находятся шкафчики и стеллажи с самыми ходовыми лекарственными средствами, стеклянные витрины, кассовый аппарат.

При планировании данной зоны следует учитывать площадь всех сооружений, а также их удобство и функциональность. Да, в аптеке важен каждый кусочек площади, но не стоит экономить настолько, чтобы провизор не мог протиснуться в пространство между стеллажом и витриной. При оптимальном зонировании работник аптеки должен свободно подойти к стеллажу и открыть требуемый ящик без каких-либо проблем. Оптимальная глубина прохода 90-120 см, при меньшем размере сотрудникам будет просто неудобно, что напрямую влияет на их работоспособность и коммуникабельность.

Нужно помнить – работа фармацевта связана с увеличенным риском для здоровья, ведь данную организацию люди посещают особенно массово в период заболеваемости вирусными заболеваниями. Риск подхватить инфекцию даже выше, чем у врачей, ведь помещение аптеки редко бывает достаточно просторным, а в пик сезона здесь можно  наблюдать длинные очереди. Именно поэтому нужно позаботиться о мерах защиты – чаще всего это прозрачное стекло с окошком, ну а в аптеке с открытой выкладкой приходится использовать медицинские маски. Стеклянный «занавес» также предотвращает кражи с витрины.

Служебные зоны

Зонирование аптеки зависит от ее типа. В производственных аптеках осуществляется не только реализации препаратов, но и их изготовление по рецептам. К данным помещениям более строгие требования в плане гигиены, а допуск посторонних лиц категорически запрещен.

В статье Состав помещений аптеки и их назначение мы уже рассказывали о нормах площади для каждого помещения аптеки, но не лишним будет их напомнить:

Помещения в производственной аптеке для изготовления лекарств не менее 15 м2 и дистиллированной воды не менее 5 м2;

Моечная не менее 5 м2.

Отделочные материалы должны выдерживать регулярную обработку дезинфицирующими средствами. В помещении для изготовления лекарств обязательно устанавливается система очистки, фильтрации и вентиляции воздуха. Количество рабочих мест зависит от предполагаемого объема работ, который просчитан в бизнес-плане.

Также к служебным зонам относится помещение для хранения лекарств площадью не менее 36 м2. Стеллажи устанавливаются на расстоянии 0,6 - 0,7 м от наружных стен, не менее 0,5 м от потолка, и не менее 0,25 м от пола. При этом расстояние между ними должно быть не менее 0,75 м – это нужно учитывать при планировании помещений.

Торговый зал

Данная зона должна иметь площадь не менее 20 м2. Торговый зал предназначен для покупателей, здесь нужно  разместить витрины, стеллажи и полки. В аптеке открытого типа больше возможностей для увеличения товарооборота, ведь в процессе ожидания в очереди покупатель имеет возможность хорошо рассмотреть товары. При зонировании торгового зала нужно использовать основные принципы мерчендайзинга:


  • Прикассовая зона, вход и самые востребованные товары должны находиться на максимальном расстоянии друг от друга
  • В проходе должны помещаться минимум два человека
  • Используйте правило «золотой полки», которая находится на уровне глаз – здесь располагаются дорогие товары и те, которые обязательно нужно продать
  • Не пренебрегайте правилом «приоритета» – наиболее хорошо продаются товары, расположенные в направлении движения покупателей
  • Товар должен быть расположен лицом к покупателю
  • Не закрывайте товар этикетками – они мешают восприятию и закрывают его от глаз покупателей. 
Предоставленные на сайте материалы, цены и данные носят информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статей 435 и 437 Гражданского кодекса РФ