Пожалуй, каждый посетитель аптеки видел объявления о том, что приобретенные препараты не подлежат возврату. На самом деле это не совсем так, ведь по закону каждый покупатель имеет определенные права, в том числе и на возврат некоторой продукции. Рассмотрим правовые аспекты данного вопроса и определим реальные возможности покупателя в области возврата товара в аптеку.
Причины возврата можно разбить на две группы:
1. Возврат товара ненадлежащего качества – обнаружение скрытых дефектов, просрочка
2. Возврат товара надлежащего качества – по решению покупателя.
Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 22.06.2016) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" определяет перечень препаратов и аптечных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату. Это:
1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты
2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары)
3. Парфюмерно-косметические товары
Но все же товар надлежащего качества можно вернуть в аптеку, если соблюден ряд условий:
Несмотря на специфику деятельности аптечных предприятий, они также должны исполнять требования закона в сфере удовлетворения прав потребителей. Если покупатель обнаружил недостатки, не указанные при продаже, он может:
Если покупатель и аптека не смогли определить, по чьей вине возникли недостатки товара, за экспертизу будет платить аптека, но в случае доказанного факт порчи товара покупателем последний будет обязан возместить аптеке стоимость проведенной экспертизы.
Сроки возврата товара ненадлежащего качества определяются Законом о защите прав потребителей. Вернуть товар можно в течение гарантийного срока или срока годности, а в аптеке на большую часть товаров есть такие сроки. Если же срок годности не определен, возврат производится в течение двух лет с момента покупки.
Если покупатель желает заменить товар, аптека должна произвести замену в течение 7 дней с момента подачи покупателем такого требования. Данный срок может быть увеличен до 20 дней в тех случаях, когда требуется дополнительная проверка качества товара. Аптека может также увеличить срок замены до одного месяца, если в момент заявления требований данного товара нет в наличии.
Согласно п. 10.3 «Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли», утвержденных Письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5, при оформлении возврата аптека должна принять от покупателя заявление, в котором он должен указать:
Прием от покупателей недоброкачественных товаров оформляется накладной (код по ОКУД 0903016) в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, другой вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы на сданный товар.
Возврат происходит в день покупки
При возврате товара в день покупки составляется накладная в двух экземплярах, один из которых выдается покупателю. Деньги возвращаются по накладной из кассы на основании кассового чека с подписью директора аптеки или заместителя, и только в той кассе, в которой был выдан чек (п. 4.2. Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, приведенных в Письме Минфина России от 30.08.1993 N 104).
Далее составляется акт о возврате денежных средств по форме N КМ-3, к нему прилагается кассовый чек и заявление покупателя. В акте указываются номера и суммы чеков. Акты с погашенными чеками передаются в бухгалтерию. В журнале кассира-операциониста указывается сумма по актам о возврате по форме № КМ-3, после чего акт подписывается членами комиссиями.
Возврат происходит не в день покупки
Оформляется накладная в двух экземплярах, один выдается покупателю, второй прилагается к товарному отчету. На основании заявления покупателя составляется расходный кассовый ордер по форме № КО-2 на сумму возврата, на данных документах указываются Ф.И.О. покупателя, паспортные данные и адрес.
Согласно РКО производится выдача денег покупателю из главной кассы аптеки, делается соответствующая запись в кассовой книге, однако Акт о возврате денежных средств не составляется и в журнале кассира-операциониста никаких записей по возврату не оформляется.
Возврат денежных средств по пластиковым картам производится в соответствии с правилами договора с банком и только на пластиковую карту.