Возврат товара в аптеку

Пожалуй, каждый посетитель аптеки видел объявления о том, что приобретенные препараты не подлежат возврату. На самом деле это не совсем так, ведь по закону каждый покупатель имеет определенные права, в том числе и на возврат некоторой продукции. Рассмотрим правовые аспекты данного вопроса и определим реальные возможности покупателя в области возврата товара в аптеку.

Причины возврата можно разбить на две группы:

1. Возврат товара ненадлежащего качества – обнаружение скрытых дефектов, просрочка

2. Возврат товара надлежащего качества – по решению покупателя.

Возврат товара надлежащего качества

Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 22.06.2016) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" определяет перечень препаратов и аптечных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату. Это:

1. Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты

2. Предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди для волос, парики, шиньоны и другие аналогичные товары)

3. Парфюмерно-косметические товары

Но все же товар надлежащего качества можно вернуть в аптеку, если соблюден ряд условий:


  • С момента покупки прошло не более 14 дней
  • Товар не был в употреблении, сохранил товарный вид
  • Имеется чек о покупке (хотя даже если его нет, товар можно вернуть, для этого потребуются свидетели покупки)
  • Товар не относится к списку товаров, не подлежащих обмену (см. выше) 

Возврат товара ненадлежащего качества 

Несмотря на специфику деятельности аптечных предприятий, они также должны исполнять требования закона в сфере удовлетворения прав потребителей. Если покупатель обнаружил недостатки, не указанные при продаже, он может:


  • потребовать замены на товар той же марки или модели;
  • потребовать замены на аналогичный товар другой марки или модели с перерасчетом стоимости;
  • потребовать снижения продажной стоимости;
  • потребовать устранения недостатков товара или оплату стоимости их исправления;
  • потребовать возврата полной стоимости 
Потребитель товара согласно указанной статье вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Если покупатель и аптека не смогли определить, по чьей вине возникли недостатки товара, за экспертизу будет платить аптека, но в случае доказанного факт порчи товара покупателем последний будет обязан возместить аптеке стоимость проведенной экспертизы.

Сроки возврата товара ненадлежащего качества определяются Законом о защите прав потребителей. Вернуть товар можно в течение гарантийного срока или срока годности, а в аптеке на большую часть товаров есть такие сроки. Если же срок годности не определен, возврат производится в течение двух лет с момента покупки.

Если покупатель желает заменить товар, аптека должна произвести замену в течение 7 дней с момента подачи покупателем такого требования. Данный срок может быть увеличен до 20 дней в тех случаях, когда требуется дополнительная проверка качества товара.  Аптека может также увеличить срок замены до одного месяца, если в момент заявления требований данного товара нет в наличии.

Оформление возврата товара в аптеку

Согласно п. 10.3 «Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли», утвержденных Письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1-794/32-5, при оформлении возврата аптека должна принять от покупателя заявление, в котором он должен указать:


  • ФИО и паспортные данные покупателя;
  • основание для возврата товара;
  • требуемая для возврата сумма;
  • дата и подпись покупателя.

Прием от покупателей недоброкачественных товаров оформляется накладной (код по ОКУД 0903016) в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, другой вручается покупателю и является основанием для обмена товара или получения денежной суммы на сданный товар.

Возврат происходит в день покупки

При возврате товара в день покупки составляется накладная в двух экземплярах, один из которых выдается покупателю. Деньги возвращаются по накладной из кассы на основании кассового чека с подписью директора аптеки или заместителя, и только в той кассе, в которой был выдан чек (п. 4.2. Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, приведенных в Письме Минфина России от 30.08.1993 N 104).

Далее составляется акт о возврате денежных средств по форме N КМ-3, к нему прилагается кассовый чек и заявление покупателя. В акте указываются номера и суммы чеков. Акты с погашенными чеками передаются в бухгалтерию. В журнале кассира-операциониста указывается сумма по актам о возврате по форме № КМ-3, после чего акт подписывается членами комиссиями.

Возврат происходит не в день покупки

Оформляется накладная в двух экземплярах, один выдается покупателю, второй прилагается к товарному отчету. На основании заявления покупателя составляется расходный кассовый ордер по форме № КО-2 на сумму возврата, на данных документах указываются Ф.И.О. покупателя, паспортные данные и адрес.

Согласно РКО производится выдача денег покупателю из главной кассы аптеки, делается соответствующая запись в кассовой книге, однако Акт о возврате денежных средств не составляется и в журнале кассира-операциониста никаких записей по возврату не оформляется.

Возврат денежных средств по пластиковым картам производится в соответствии с правилами договора с банком и только на пластиковую карту. 

Предоставленные на сайте материалы, цены и данные носят информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статей 435 и 437 Гражданского кодекса РФ