СТМ в аптеке

Товары собственной торговой марки (СТМ) широко распространены в розничных торговых сетях. В качестве брэнда могут  быть использованы как наименование компании, так и отдельная торговая марка. Чаще всего изготовление СТМ производится на заводах и фабриках компаний-партнеров. Отличительная особенность товаров под собственной торговой маркой – значительно более низкая стоимость в своем сегменте.  Стабильный рост прибыли от СТМ позволяет уверенно говорить об эффективности внедрения данного инструмента, однако успех продвижения СТМ в аптеке имеет свои особенности и зависит от ряда факторов:

— Большие объемы товара – например, стандартная минимальная партия косметической продукции составляет 100 кг

— Низкая себестоимость – чтобы вызвать у покупателя интерес к товарам данной марки

— Наличие обширной аптечной сети

— Наличие опыта в определение и разработке стратегии СТМ

Товары СТМ позволяют увеличить трафик, повысить продажи и сделать брэнд аптеки узнаваемым. На практике товары собственной торговой марки имеют лишь немногие аптечные сети с филиалами по всей стране. Если объем продаж ниже уровня минимального контрактного объема, развитие СТМ не имеет смысла.

Влияние СТМ на прибыль аптеки

Важным преимуществом использования СТМ является высокая маржа – отсутствие цепи посредников и минимальные затраты на продвижение позволяют аптеке зарабатывать на товарах собственного торговой марки больше, чем на аналогичных товарах других брэндов. Постепенно замещение продаж от сторонних производителей собственной продукцией приводит к увеличению валовой прибыли, при этом аптечная сеть получает узнаваемость, а следовательно, и доверие покупателей.

Основные преимущества СТМ:


  • возможность точного прогнозирования объема производства;
  • гарантированное наличие товара;
  • гарантированное качество товара;
  • оптимизация логистики;
  • независимость от производителей и поставщиков;
  • снижение затрат на реализацию;
  • повышение лояльности покупателей.


Чаще всего аптечные сети выбирают для производства и продвижения товаров собстенной торговой марки парафармацевтику, однако профессиональный анализ, точное прогнозирование и хорошее знание рынка позволяют продвигать и различные лекарственные формы. 

Этапы запуска СТМ

Разработка и внедрение товаров под частной маркой происходит поэтапно:


  • Определение стратегии
  • Разработка логотипа, наименования СТМ
  • Выбор товарной категории
  • Разработка стратегии вывода продукта на рынок
  • Разработка технических условий
  • Разработка дизайна упаковки
  • Логистика
  • Разработка маркетинговой стратегии         
  • Проведение тендера на производство
  • Закупка сырья для производства
  • Заказ и производство


При выводе СТМ важно не допустить грубых ошибок, которые могут свести на нет все затраты на внедрение. Нельзя ставить цену товаров частной марки выше, чем у лидеров продаж, нельзя замещать товары высокой брэндозависимости товарами СТМ, нельзя использовать упаковку и тем более сырье низкого качества – нюансов в данной области множество, и лучше всего привлечь к разработке профессиональных специалистов.

Предоставленные на сайте материалы, цены и данные носят информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статей 435 и 437 Гражданского кодекса РФ