Аптека с открытой выкладкой дает прекрасные возможности увеличить объем продаж – по статистике до 30% больше, чем в закрытой, показатели прибыли зависят и от местоположения аптеки. Грамотно распорядившись площадью торгового зала и используя методы аптечного маркетинга, можно повысить уровень продаж еще больше.
Основные преимущества открытой выкладки:
Широкий выбор товаров аптечного ассортимента – за счет косметики, детских, гигиенических и прочих товаров парафармацевтики продажи могут взлететь в несколько раз. Покупателю намного удобнее изучить свойства, назначение или эффект товара самостоятельно.
Больше покупателей – в таких аптеках пропускная способность в разы выше, чем в закрытой аптеке.
Больше импульсивных покупок – в процессе обзора товаров у покупателя возникает импульсивное желание докупить что-то еще, или же в процессе покупок он вспоминает о других важных товарах, которые непременно пригодятся в доме.
Правильное распределение товаров аптечного ассортимента по зонам является залогом успешных продаж. Самые распространенные виды зон выкладки в аптеках открытой формы:
Чтобы покупателю было легче ориентироваться в торговом зале, можно оборудовать его специальными указателями, закрепленными под потолком. Такой способ размещения вполне обоснован: покупателю всегда будут видны указывающие направление надписи, даже за высокими стеллажами. На всех витринах и стеллажах наклеиваются стикеры с указанием группы товаров (сердечно-сосудистые, успокоительные, для нормализации пищеварения, противоаллергические и пр.).
В качестве оборудование используются открытые стеллажи и гондолы – специальные островные стеллажи для открытой выкладки. Гондолы обладают низкой высотой (не более двух метров), оснащены более широким нижним ярусом. Двусторонние гондолы имеют полки с двух сторон и оптимальны для размещения в центре торгового зала. Односторонние пристенные гондолы более низкие и подходят для зала с ограниченной площадью.
Не стоит забывать о принципах мерчендайзинга и маркетинга при планировании торгового зала аптеки. Наибольшее внимание покупателей привлекают товары, расположенные на уровне глаз или на уровне вытянутой руки. Именно здесь размещаются самые дорогие и рентабельные аптечные товары. В нижней зоне обычно находятся недорогие группы товаров, а в верхней – имеющие крупную упаковку.
Все товары в открытой аптеке размещаются не хаотично, а в соответствии с определенными правилами:
Группы товаров для лечения одних и тех же заболеваний целесообразно располагать рядом друг с другом. Так, выбирая средство для лечения суставов, покупатель может обратить внимание на ортопедические товары, например, фиксаторы.
Сезонные товары всегда располагаются отдельно. Несмотря на кажущуюся универсальность аптеки здесь тоже есть сезонные товары. Летом это средства от насекомых, мази для загара, дорожные аптечки и наборы, а в холодное время года – в основном противовирусные препараты.
Рецептурный отдел нет смысла располагать на «ходовом» месте – если человек пришел с рецептом, он и так дойдет до нужного отдела, зато по пути может приобрести дополнительные товары. Именно поэтому чаще всего рецептурный отдел располагают в самом дальнем конце зала.
Недопустимо наклеивать ценники непосредственно на упаковку товара – так от покупателя будет скрыта значительная часть упаковки и нарушена концепция узнаваемости брэнда. К тому же ценник отвлекает покупателя от изучения свойств товара.
Медицинское оборудование и техника должны находиться в закрытых шкафах. На товары данной группы аптека дает гарантию, поэтому нужно максимально обезопасить их от рук покупателей.
Наличие торгового консультанта является дополнительным преимуществом, ведь среди огромного ассортимента покупателю сложно определиться с выбором.
Это лишь некоторые способы увеличения прибыли в аптеке с открытой выкладкой и их нужно активно использовать.