Уровень продаж определенных групп товаров в аптеке напрямую зависит от текущего сезона. Так, наивысшей точкой спроса противопростудных, жаропонижающих или противовирусных препаратов является период с ноября по декабрь, а противогрибковые препараты или лекарственные средства от различного рода отравлений наиболее активно раскупаются летом.
Чтобы получить максимальную отдачу в период сезонных заболеваний, следует заранее подготовиться к коррекции ассортимента, разработке рекламных акций и использованию инструментов маркетинга. Одним из наиболее эффективных способов увеличить продажи является сезонная выкладка в аптеке.
Осень – время, когда обостряются хронические болезни, наблюдаются всплески простудных и вирусных заболеваний. Поэтому при организации выкладки товаров следует выделить отдельную зону в виде гондолы, витрины или стеллажа.
К основным правилам сезонной выкладки относятся:
Коррекция ассортимента.
Следует расширить ассортимент товаров для лечения хронических заболеваний: желудочно-кишечного тракта, суставов, органов дыхания и т.д. Следует учитывать с каждым днем увеличивающийся дефицит солнечного света, который у многих людей вызывает депрессии, упадок сил. Коррекцию ассортимента следует проводить с учетом возрастающей в осенний период детской заболеваемости.
В аптеке должны в достаточном количестве быть представлены следующие группы товаров:
Коррекция расположения товаров. Если летом на самых продающих местах находились средства от загара, инсектициды и косметика, то осенью здесь должны лежать сезонные товары. Нужно использовать любое свободное пространство, чтобы осуществить выкладку наиболее востребованных групп лекарств. Из прикассовой зоны убираются пластыри, средства от укачивания и ожогов, на их место выкладываются средства осеннего ассортимента.
При осуществлении сезонной выкладки в аптеке следует правильно использовать принципы мерчендайзинга:
Рекламные акции. Наиболее популярные варианты: «2 по цене 1», «3 по цене 2», «с подарком» и другие акции, предоставляющие покупателю ощутимую выгоду. Также можно устраивать акции по продолжительности – например, весь сентябрь скидки на определенные товары, или – в октябре с 14 до 17 часов скидка на все товары и т.д. Информирование покупателей об акциях должно быть не только в виде различных плакатов, но и лично – общение фармацевта с клиентом повышает продажи акционных товаров почти на 30%.
Программа лояльности. Осень – отличный сезон для того, чтобы привлечь и удержать как можно больше покупателей. Если внедрить постоянную или временную акцию по раздаче карт клиента, постоянных покупателей станет гораздо больше.
Внешнее оформление. Поскольку осенью дни короткие, обязательно нужно обеспечить функциональное освещение входа в аптеку. Фасад также нуждается в оформлении – опрятное здание вызывает гораздо больше доверия, чем невзрачные забрызганные грязью стены.
Сезонная выкладка – важный фактор эффективности продаж, поэтому подготовиться к ее организации следует заранее. Нужно иметь товарный запас в нужном количестве, использовать рекламные акции, и тогда сезон максимального спроса станет для аптеки «золотым».