Секреты успешных продаж в аптеке

Как и любой бизнес, аптека нуждается в грамотном управлении и маркетинге. Если сравнить несколько аптечных заведений, можно наблюдать разницу в прибыли, которая может быть весьма существенной. Используя различные методы продвижения (реклама, бонусные программы, дисконтные карты для покупателей), нужно не забывать про маленькие секреты аптечных продаж.

Работа с покупателем

Многие думают, что самое важное лицо в аптеке это руководитель. Это неоспоримая истина, но только по отношению к сотрудникам. На самом деле нет ничего важнее покупателя. Именно он приобретает продукцию и делает выручку. Без покупателя любой бизнес не может существовать, поэтому очень важно знать основы грамотного общения.

1.      Всегда улыбайтесь покупателю, при этом улыбка должна не пугать (неестественный «оскал»), а быть приветливой.

2.      Общайтесь с покупателем на простом языке, без употребления сложных медицинских терминов. Доступно объяснив свойства препарата, его побочные эффекты и показанию к применению, вы расположите клиента.

3.      Желательно уточнить, для какой цели покупается лекарственное средство, и предложить аналоги в разном ценовом диапазоне. При этом важно всегда представлять оригинал препарата – он не только имеет самую высокую стоимость, что важно для аптеки, но и является самым качественным, что важно уже для покупателя. Нужно донести до клиента информацию, что оригинал всегда лучше дешевых аналогов.

4.      Учитесь правильно расценивать отказ покупателя в приобретении товара. Чаще всего клиент просто не знает истинных свойств препарата и руководствуется лишь поверхностными знаниями, почерпнутыми на форумах. Основная задача – рассказать о товаре и его преимуществах.

5.      Всегда предлагайте оригинал лекарственного средства, а не только его аналоги

6.      Сопутствующие товары способны увеличить размер чека в несколько раз, в то же время приносят пользу и покупателю. Так, при продаже антибиотиков следует предложить антигистаминные и противогрибковые средства.

7.      Не забывайте предлагать каждому покупателю дисконтные карты, если в аптеке ведется работа с ними. Это важный фактор увеличения лояльности.

Работа с ассортиментом

Ассортимент напрямую влияет на прибыль – чем шире и разнообразнее товарный ассортимент, тем успешнее будет аптека.

1.      В любой аптеке есть временной период, когда покупателей нет. Вместо того, чтобы убивать время в гаджете, лучше потратить его на изучение свойств реализуемых препаратов. Фармацевт, который со знанием дела разговаривает о товаре, вызывает гораздо больше доверия, чем равнодушный продавец.

2.      Фиксируйте в блокноте те лекарства, которых часто спрашивают, но их нет в наличии. Обязательно следует иметь в ассортименте хотя бы несколько упаковок, даже если препарат не из дешевых.

3.      Пользуйтесь правилами расположения товаров на витринах – на уровне глаз располагаются не самые ходовые, а самые дорогие препараты и новинки. Если есть возможность, используйте открытую выкладку, которая значительно увеличивает продажи.

4.      Не пренебрегайте сопутствующими товарами – гигиенические изделия, товары для детей и мам, косметика, ортопедические изделия и пр. Даже если покупатель не придет в аптеку специально за ними, то во время стояния в очереди непременно обратит на них внимание.

5.      Никогда не пытайтесь «сплавить» просроченный товар – мало того, что вы потеряете покупателя, так еще и серьезный штраф можете получить. 

Ценовая политика

На увеличение продаж также влияет грамотная ценовая политика.

Многие по-прежнему используют устаревший «затратный» метод при формировании цен, при котором цена складывается из суммы предполагаемой прибыли с учетом издержек на закупку и расходов на продажу товара. Самый оптимальный метод ценообразования – по сегментам (дорогие, дешевые, средней стоимости).

В дешевый сегмент входят недорогие препараты, стоимость которых не превышает 100 рублей. Они составляют примерно 10% товарооборота и занимают львиную долю в аптечном ассортименте.

В среднем сегменте находятся ЛС стоимостью до 1000 рублей, именно они составляют основную выручку.

Препараты из дорогого сегмента продаются гораздо реже, бывает так, что они месяцами лежат на полках. Однако и они вносят свою долю в товарооборот до 20%. 

Правильное формирование цен и ассортимента, регулярные тренинги для сотрудников по повышению качества обслуживания, внедрение различных бонусных программ, а также секреты успешных продаж в аптеке помогут усилить позиции на рынке и привлечь новых покупателей, сохранив старых. Безусловно, место расположения аптеки также напрямую влияет на покупательскую способность, но это уже другая тема. 

Предоставленные на сайте материалы, цены и данные носят информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статей 435 и 437 Гражданского кодекса РФ