Несмотря на расхожее мнение о том, что трудный покупатель «это просто человек такой», трудным он очень часто становится по вине продавца. Вот основные причины, по которым покупатель становится трудным:
Провизоры и консультанты зачастую неверно понимают свою основную задачу – удовлетворение потребности покупателя. Обычно нить рассуждений очень проста: «я стою за кассой, и главное для меня – правильно производить денежные расчеты». Также часто можно наблюдать картину, когда провизор настолько увлечен проверкой ценников, что даже не обращает внимания на вопросы покупателя. Безусловно, у работника аптеки много задач, но нельзя забывать о главной задаче – обслуживании покупателя.
Отсутствие ценников, или еще хуже – путаница. В последнем случае обеспечено разочарование покупателя, чего никак нельзя допустить. Например, на дорогой препарат, который отпускается по два блистера в упаковке, стоит цена 300 рублей, в то время как обычно он стоит 500 рублей. Покупатель с радостью просит провизора выдать ему данный препарат, а в итоге оказывается, что сумма указана за один блистер. Другая ситуация: сумму на ценнике видно хорошо, а вот название препарата длинное и сложное, естественно, покупатель смотрит на цену. В итоге оказывается, что этот ценник вообще от другого товара: вроде мелочь, а неприятный осадок покупателю обеспечен.
Оформление торгового зала в рабочее время может вызвать недоумение у покупателей. Вывоз из зала продукции, перестановка предметов мебели – эти действия не только порождают нежелательные слухи о возможном закрытии аптеки, но и в некотором роде «обижают» покупателя. Обычно при проведении мерчендайзинговых мероприятий все сотрудники в зале имеют четкие задачи, и на покупателей времени у них нет. Покупатель, напротив, очень рад большому количеству персонала в зале, ведь, по его мнению, все они могут ответить на его вопросы. По факту оказывается другое – покупатель пытается получить нужную информацию, но сотрудники заняты и не могут ответить на его вопросы. Итог: у покупателя формируется чувство «ненужности», «незаметности», а это никоим образом не способствует ни увеличению продаж, ни увеличению лояльности.
Проблемы ассортимента – частый повод ухода покупателя «ни с чем». Особенно опасно сначала подразнить покупателя рекламным плакатом с какой-нибудь новинкой, а потом отказать покупателю на том основании, что данного товара нет в продаже. Резонный вопрос покупателя будет: а зачем тогда вы плакат повесили? И поверьте, этот вопрос будет задавать практически каждый, кто хочет купать данное средство. В итоге и провизор будет дерганым, и покупатели недовольны.
Каждый покупатель, столкнувшийся с отказом, будет рассказывать о своем негативном опыте своим знакомым, формируя таким образом не лучшее отношение к аптеке. Как исправить ошибки и сделать трудного клиента лояльным?
Наибольшая плотность трудных покупателей наблюдается в утренние и вечерние часы – люди или не выспались, или сильно устали. Большую часть из всех трудных покупателей составляют пенсионеры, которые имеют массу свободного времени и смакуют каждый «выход в люди». Правильное отношение к ним поможет значительно увеличить лояльность. Помните – любой посетитель аптеки является потенциальным клиентом, и нужно уметь продемонстрировать ему все преимущества.