Проект Кодекса профессиональной этики работников системы здравоохранения Российской Федерации

Кодекс профессиональной этики работников системы здравоохранения Российской Федерации является документом, определяющим совокупность этических норм и принципов достойного поведения работников системы здравоохранения, выполняющих свои профессиональные функции, связанные с оказанием медицинской помощи населению, для представителей иных профессий, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере охраны здоровья населения, а также для обучающихся в высших и средних медицинских образовательных организациях.

Настоящий Кодекс направлен на обеспечение прав, достоинства, здоровья личности и общества в целом, а также определяет высокую моральную ответственность работников, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере охраны здоровья населения.

Под работником системы здравоохранения в настоящем Кодексе понимается физическое лицо, работающее в медицинской организации любой формы собственности в профессиональные обязанности которого входит осуществление деятельности в сфере охраны здоровья.

Статья 1

Основной целью профессиональной деятельности работника системы здравоохранения является охрана и укрепление здоровья населения, уважение личности и достоинства человека. Работники системы здравоохранения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии. Эти требования остаются обязательными даже после смерти человека.

В своей профессиональной деятельности работники здравоохранения обязаны руководствоваться нормативно-правовыми актами в сфере охраны здоровья, действующими на территории Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 2

Работник системы здравоохранения обязан добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов человека.

Статья 3

Каждый работник системы здравоохранения ответственен за свои решения и действия. Работник системы здравоохранения, выполняющий свои профессиональные функции, связанные с оказанием медицинской помощи, оказавшийся рядом с человеком вне медицинской организации, находящимся в угрожающем жизни состоянии, должен оказать ему первую помощь и (или) удостовериться в возможности других лиц сделать все необходимое для спасения жизни и здоровья человека.

Статья 4

Работник системы здравоохранения Российской Федерации обязан воздерживаться от поступков, способных подорвать авторитет и уважение в обществе к своей профессиональной деятельности.

Работник системы здравоохранения должен уважительно относиться к личности и достоинству пациента, проявлять уважительное и гуманное отношение к нему и его родственникам.

Статья 5

Работник системы здравоохранения, вне зависимости от обстоятельств, обязан следовать принципам настоящего Кодекса, противодействовать совершению противоправных действий при осуществлении профессиональной деятельности и отклонять любые попытки давления со стороны физических и юридических лиц, требующих от него действий, противоречащих этическим принципам, профессиональному долгу или закону.

Статья 6

Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при медицинском вмешательстве, составляют врачебную тайну.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.

Статья 7

Каждый работник системы здравоохранения должен поддерживать общий культурный уровень, постоянно совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях, а также путем получения знаний из профессиональной литературы.

Работник системы здравоохранения не вправе использовать свои знания с целью нанесения пациенту физического, нравственного или материального ущерба; навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды.

Статья 8

Работник системы здравоохранения должен знать и соблюдать действующие нормативно-правовые акты, регулирующие его профессиональную деятельность.

Статья 9

Работник системы здравоохранения должен воздерживаться от какой-либо формы предоставления недостоверной, необъективной, искаженной информации, относящейся к его профессиональной деятельности.

Статья 10

Работник системы здравоохранения должен вести здоровый образ жизни и доступными ему средствами через СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.), сеть «Интернет» (интернет-сайты, интернет-газеты и журналы, форумы и другие формы) пропагандировать здоровый образ жизни. Работник системы здравоохранения несет всю полноту ответственности за свои действия и советы в указанных средствах информации перед гражданами и профессиональным сообществом.

Статья 11

Работник системы здравоохранения не должен допускать ситуаций, при которых у него возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, влияющего или способного повлиять на надлежащее исполнение им профессиональных обязанностей.

Статья 12

Приоритетом для работников системы здравоохранения при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья является обеспечение права человека на получение безопасной, доступной и  качественной медицинской помощи, а не извлечение выгоды для себя лично или для медицинской организации.

Отказ пациента от  получения платных услуг не может быть причиной ухудшения качества и доступности медицинской помощи, уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых в рамках государственных гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13

Работник системы здравоохранения имеет право на уважение своей свободы и достоинства, защиту своих прав и интересов. Защита прав работников системы здравоохранения может осуществляться при содействии профессиональных некоммерческих организаций всеми законными средствами и способами.

Статья 14

Работник системы здравоохранения должен строить отношения с пациентом на основе взаимного доверия, приоритета интересов пациента и взаимной ответственности.

Взаимоотношения врача и пациента строятся на принципах информационной открытости. Информация о состоянии здоровья предоставляется в деликатной и доступной форме в порядке, установленном действующим законодательством.

Предоставление информации должно основываться на принципах доброжелательности, уважительного отношения, вежливости, сострадания к состоянию пациента при оказании медицинской помощи.

Статья 15

Если интересы пациента, связанные с его здоровьем или с оказанием ему медицинской помощи, противоречат интересам других лиц, работник системы здравоохранения обязан отдать предпочтение интересам пациента, если это не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.

Работник системы здравоохранения не вправе препятствовать в реализации права пациента на выбор врача и медицинской организации в установленном порядке.

Работник системы здравоохранения должен направить пациента к другому специалисту, если не располагает возможностью для оказания необходимой медицинской помощи.

Статья 16

Работник системы здравоохранения обязан облегчить страдания пациента всеми доступными и легитимными способами.

Работник системы здравоохранения не должен препятствовать пациенту реализовать его право на свободу вероисповедания, способствовать возможности предоставления условий для отправления религиозных обрядов, если это не ущемляет свободу других лиц и не нарушает правила внутреннего распорядка медицинской организации.

Статья 17

Работники системы здравоохранения обязаны охранять честь и благородные традиции профессионального сообщества.

Взаимоотношения между работниками системы здравоохранения должны строится на взаимном уважении, доверии, бескорыстии.

Работник системы здравоохранения должен с уважением относится к знаниям и опыту коллег, быть готовым передавать свой опыт и знания.

Работники системы здравоохранения должны делать все зависящее для консолидации профессионального сообщества, активно участвовать в работе профессиональных общественных организаций, защищать честь и достоинство своих коллег.

Работник системы здравоохранения не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах.

Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированными, доброжелательными и определяться защитой интересов пациента.

Статья 18

Требования настоящего кодекса обязательны для всех работников системы здравоохранения. Соблюдение работником системы здравоохранения положений Кодекса - один из критериев его профессионального поведения.

Настоящий Этический кодекс действует на территории всех субъектов Российской Федерации и распространяется на все области профессиональной деятельности, осуществляемой работниками системы здравоохранения.

Статья 19

Условия и порядок наступления ответственности за нарушение положений настоящего Кодекса определяется комиссией по этике Министерства здравоохранения Российской Федерации, комиссиями по этики организаций здравоохранения при  участии профессиональных некоммерческих организаций.

Если нарушение этических норм одновременно затрагивает правовые нормы, работник системы здравоохранения несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предоставленные на сайте материалы, цены и данные носят информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статей 435 и 437 Гражданского кодекса РФ