Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 610 (ред. от 31.03.2003)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 1995 г. N 610

 

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ

ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

 

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

 

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 26 июня 1995 г. N 610

 

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

 

I. Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, его цели, задачи и структура

1. Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее именуется - образовательное учреждение повышения квалификации) создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций.

2. Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются:


  • удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
  • организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов;
  • организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;
  • научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы.


3. Образовательное учреждение повышения квалификации может быть государственным, муниципальным и негосударственным (созданным коммерческими или общественными организациями, частными лицами). Допускается совместное учредительство образовательного учреждения повышения квалификации. Порядок совместного учредительства определяется договором между учредителями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Образовательное учреждение повышения квалификации имеет статус юридического лица и считается созданным с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Образовательное учреждение повышения квалификации имеет расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.

5. Образовательное учреждение повышения квалификации осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами и нормативными правовыми актами, настоящим Типовым положением, уставом и на основе договора с учредителем (учредителями) и устава.

6. Образовательное учреждение повышения квалификации самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и его уставом.

7. Образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:


  • краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
  • длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.


Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

Требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

Порядок и условия профессиональной переподготовки специалистов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями повышения квалификации с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:


  • академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
  • институты повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные;
  • курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.


Академии - ведущие научные и учебно-методические центры дополнительного профессионального образования преимущественно в одной области знаний, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования и оказывающие необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации.

Институты повышения квалификации - образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей предприятий (объединений), организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, проведение научных исследований, оказание консультационной и методической помощи.

К институтам повышения квалификации относятся также следующие образовательные учреждения повышения квалификации:


  • учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, деятельность которых направлена на организацию профессиональной переподготовки на гражданские специальности этой категории граждан, а также членов их семей;
  • межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, деятельность которых носит координирующий характер и направлена на удовлетворение потребностей региона в повышении квалификации кадров, научно-методическое и информационное обеспечение расположенных в регионе образовательных учреждений повышения квалификации независимо от их ведомственной подчиненности.


Курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости - образовательные учреждения повышения квалификации, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

9. Академии, институты повышения квалификации, в том числе межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, организованные как самостоятельные образовательные учреждения, могут иметь факультеты, кафедры, лаборатории, вычислительные центры, опытные полигоны и хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения. Академии и институты повышения квалификации могут иметь филиалы (представительства).

Филиалы академий и институтов повышения квалификации (усовершенствования) создаются и ликвидируются в установленном порядке учредителем образовательного учреждения повышения квалификации.

В академиях и институтах повышения квалификации (усовершенствования) осуществляется послевузовское профессиональное образование в установленном для высших учебных заведений порядке.

10. Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и другие) и образовательных учреждений среднего профессионального образования (отделения переподготовки специалистов, курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений).

11. Типовые положения о структурных подразделениях повышения квалификации образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.

12. Образовательные учреждения повышения квалификации создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации:


  • академии и межотраслевые институты повышения квалификации - Правительством Российской Федерации. После издания акта о создании данных образовательных учреждений повышения квалификации функции их учредителей выполняют федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся;
  • отраслевые институты повышения квалификации (усовершенствования) - федеральными органами исполнительной власти в пределах выделенных им средств федерального бюджета по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;
  • региональные институты повышения квалификации (усовершенствования) - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;
  • межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;
  • учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих - Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;
  • учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;
  • учебные центры службы занятости - органами службы занятости;
  • муниципальные образовательные учреждения повышения квалификации - органами местного самоуправления, наделенными законодательством соответствующими полномочиями.


Федеральные органы исполнительной власти и организации независимо от организационно-правовой формы имеют право самостоятельно создавать курсы (школы, центры) повышения квалификации.

13. Отношения между учредителем (учредителями) и образовательным учреждением повышения квалификации определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14. Право на образовательную деятельность и получение льгот, предоставляемых законодательством Российской Федерации, возникает у образовательного учреждения повышения квалификации с момента выдачи ему соответствующей лицензии.

При реорганизации (ликвидации) образовательного учреждения повышения квалификации его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.

15. Наименование образовательного учреждения повышения квалификации устанавливается при его создании или реорганизации и может изменяться учредителем (учредителями), если это не влечет за собой изменения его организационно-правовой формы и направлений обучения специалистов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.

Изменение наименования образовательного учреждения повышения квалификации, созданного на основании постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации, осуществляется Правительством Российской Федерации.

16. Для негосударственных образовательных учреждений повышения квалификации настоящее Типовое положение является примерным. 

II. Управление образовательным учреждением повышения квалификации 

17. Управление образовательным учреждением повышения квалификации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом.

18. Устав образовательного учреждения повышения квалификации принимается общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий его работников и утверждается учредителем (учредителями).

Изменения и дополнения к уставу принимаются ученым советом <*> (советом) образовательного учреждения повышения квалификации и утверждаются учредителем (учредителями).

При утверждении изменений и дополнений к уставу, касающихся решения социальных вопросов, в работе ученого совета (совета) должны принимать участие представители всех категорий работников образовательного учреждения повышения квалификации, порядок делегирования и численность которых определяются его уставом.

--------------------------------

<*> Ученые советы создаются в академиях, институтах повышения квалификации, межотраслевых региональных центрах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. 

19. Общее руководство образовательным учреждением повышения квалификации осуществляет выборный представительный орган - ученый совет (совет), возглавляемый руководителем этого учреждения. Формирование ученого совета (совета), определение его полномочий и регламентация его деятельности осуществляются в порядке, установленном Положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования.

В академиях, институтах повышения квалификации, межотраслевых региональных центрах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов могут также создаваться советы по различным направлениям деятельности. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы деятельности этих советов определяются уставами данных учреждений.

В образовательных учреждениях повышения квалификации могут быть организованы попечительские советы, в состав которых входят руководители органов местного самоуправления, предпринимательских, финансовых и научных кругов.

Правомочия, порядок формирования попечительского совета и направления его деятельности определяются учредителем (учредителями) по согласованию с ученым советом (советом) или педагогическим коллективом и отражаются в уставе образовательного учреждения повышения квалификации.

20. Непосредственное управление деятельностью образовательного учреждения повышения квалификации осуществляет руководитель (ректор, директор). Должность ректора устанавливается в академиях и институтах повышения квалификации (за исключением организованных в (при) образовательных учреждениях высшего профессионального образования). В остальных образовательных учреждениях повышения квалификации устанавливается должность директора.

Порядок занятия вакантной должности руководителя определяется уставом образовательного учреждения повышения квалификации в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".

Руководителю государственного или муниципального образовательного учреждения повышения квалификации не разрешается совмещать свою должность с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне этого учреждения. Руководитель не может исполнять свои обязанности по совместительству.

В пределах своих полномочий, определенных уставом образовательного учреждения повышения квалификации, руководитель издает приказы и распоряжения, обязательные для всех категорий работников и слушателей этого учреждения, принимает на работу и увольняет работников данного учреждения.

21. Деятельность факультетов и кафедр образовательного учреждения повышения квалификации и условия назначения на должность их руководителей определяются в порядке, установленном для образовательных учреждений высшего профессионального образования. 

III. Слушатели и работники образовательного учреждения повышения квалификации <*> 

22. Слушателями образовательного учреждения повышения квалификации являются лица, зачисленные на обучение приказом руководителя образовательного учреждения.

--------------------------------

<*> Действие настоящего раздела распространяется на слушателей и работников подразделений повышения квалификации образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. 

Предоставленные на сайте материалы, цены и данные носят информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статей 435 и 437 Гражданского кодекса РФ