Правильное оформление торгового зала не только создает удобства для посетителей аптеки, но и способствует увеличению продаж. При организации торгового зала аптеки следует учитывать также обязательные требования к условиям хранения различных групп препаратов.
В аптеке обязательно должна быть установлена система искусственного освещения с использованием источников света, дающих максимальный комфорт для органов зрения. В общем освещении нельзя применять слишком яркие или, наоборот, тусклые светильники. Наиболее оптимальным считается мягкий рассеянный свет пастельных оттенков. Яркое акцентное освещение уместно при подсветке некоторых групп товаров, например, элитной косметики.
Цветовые оттенки выбираются согласно назначению товаров. Так, при оформлении витрины с товарами для малышей наиболее предпочтительны мягкие голубые и розовые цвета. Не стоит забывать и о психологическом эффекте цвета – для дорогих товаров, покупка которых может вызвать массу сомнений, лучше выбирать холодные оттенки (голубой, фиолетовый), а для самых «бойких» мест подойдут теплые тона (желтый, пастельный). Красный и синий цвета – сильные мотиваторы импульсивных покупок, а красный к тому же является «цветом любви», поэтому им можно оформить зоны с интимными товарами. Ну и конечно, не стоит забывать об основном цвете аптеки – белом, он символизирует чистоту и аккуратность.
Принципы «цветовой совместимости» обязательно нужно учитывать при оформлении торгового зала. Нагромождение товаров с упаковкой различного цвета чаще всего отталкивает покупателя – он просто не может сосредоточиться на выборе. Это касается и совместимости оттенков упаковки с тонами оформления прилавка или витрины. На синем фоне товары с синей упаковкой просто потеряются.
Для оформления небольшой зоны, а также для информационных сообщений об акциях или специальных предложениях можно использовать цвета-раздражители, самым сильным из которых является оранжевый цвет. В группу раздражителей также входят желтый, красный и зеленый цвета.
Грамотная планировка и расположение торгового оборудования – залог успешных продаж. Наиболее оптимальное расстояние между стеллажами должно быть таким, чтобы в проходе свободно могли уместиться два человека с корзинками. Не стоит забывать о нижних полках – если из «зоны глаз» товар без особых трудностей можно достать, лишь протянув руку, то с нижней полки это сделать не так просто, придется наклоняться, что мгновенно скрадывает часть прохода.
Не стоит загромождать пространство у входа обилием рекламных плакатов или оборудования – двери работают и на вход и на выход, и лишние предметы могут нарушить поток входящих и выходящих покупателей. Также при планировании торгового зала следует учитывать тип выкладки. В аптеке может быть открытая или закрытая выкладка – все зависит от вида деятельности и возможностей помещения.
В аптеке с открытой выкладкой используются стеллажи, гондолы, полки. Здесь больше возможностей увеличить товарооборот, ведь в процессе очереди покупатель имеет возможность «приятно провести время» среди красивых баночек косметики, аксессуаров или средств по уходу. Открытая выкладка дает дополнительный стимул к покупке, как бы напоминая посетителю о забытых, но очень нужных товарах аптечного ассортимента. Наиболее популярны следующие зоны аптеки с открытой выкладкой:
В прикассовой зоне располагаются мелкие товары.
Аптека с закрытой выкладкой не имеет островного оборудования, как и большого торгового зала. Здесь выкладка заключается в оформлении стеклянных витрин. Для оптимизации закрытой выкладки нужно использовать основные правила мерчендайзинга:
Центр витрины – самое визуально доступное место, поэтому здесь располагают самый рентабельный товар. Зоны по краям плохо воспринимаются посетителями, поэтому данное пространство нужно заполнить дешевыми товарами. Самая оптимальная длина витрины около метра, слишком длинные витрины «давят» на покупателя и создают дискомфорт.
В заключение отметим, что правильное использование приемом стиля и комбинации цветовых оттенков имеют такое же важное значение при планировании торгового зала, как и расположение товаров согласно принципам мерчендайзинга. Совокупность методов дает превосходный результат – приток посетителей, увеличение среднего чека, повышение общей репутации аптечной организации.