Ликвидационный баланс

Причиной закрытия бизнеса могут стать самые разные факторы. Финансовые проблемы, ухудшение положения в сегменте рынка, банкротство, усталость от ведения бизнеса и даже банальный переезд являются поводом для ликвидации фирмы. Независимо от мотива прекращения деятельности процедуру следует провести в четко поставленные сроки и в соответствии с нормами действующего законодательства (ГК РФ ст.63 «Порядок ликвидации юридического лица»).

Ликвидация предприятия начинается с создания ликвидационной комиссии, которая будет осуществлять все необходимые действия. Она публикует сообщения о ликвидации и сроке заявлений требований кредиторами в СМИ, уведомляет кредиторов в письменной форме, принимает меры по получению дебиторской задолженности. Одной из задач комиссии является составление ликвидационного баланса фирмы.

Подготовка ликвидационного баланса

Ликвидационный баланс – это документ, в котором зафиксировано имущественное и финансовое состояние ликвидируемого предприятия на момент прекращения деятельности его как юридического лица. Содержит информацию о материальном имуществе фирмы, наличии и размере кредиторских и дебиторских задолженностей, источники средств.

Ликвидационный баланс отражает общее положение компании, составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями или органом, который принял решение о принудительной ликвидации (например, по решению суда). К подготовке ликвидационного баланса приступают после расчетов с кредиторами.

Ликвидационный баланс составляется в обязательном порядке при прекращении деятельности юридического лица и передается в налоговый орган. Без данного документа ликвидация предприятия будет считаться недействительной. После передачи ликвидационного баланса в налоговую инспекцию фирма снимается с налогового учета и считается ликвидированной.

С помощью ликвидационного баланса можно получить реальную оценку всех имеющихся задолженностей и активов, определить обязательства первостепенной важности – например, произвести расчеты по зарплате с сотрудниками, отдать долги в ФСС и пенсионный фонд, рассчитаться с кредитами в банке.

Подготовку баланса начинают в самом начале процесса ликвидации организации. Ликвидационная комиссия определяет порядок и сроки ликвидации, за которые она сможет произвести все необходимые действия по подсчету имущества и активов фирмы, рассчитать задолженности и вывести общий результат, показывающий состояние компании.

Очередность выплаты долгов определяется согласно ст. 64 ГК РФ. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью. После этого рассчитываются задолженности перед работниками по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работавших по трудовому договору. Затем идут обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, прочие кредиторы.

Ликвидационный баланс бывает окончательным и промежуточным.

Промежуточный ликвидационный баланс

Основной задачей промежуточного ликвидационного баланса является получение достоверной информации об имущественном положении ликвидируемого предприятия после окончания сроков заявления кредиторов и до начала процесса погашения всех обязательств и задолженностей. Перед составлением промежуточного ликвидационного баланса нужно уведомить об этом налоговую инспекцию.

Промежуточный баланс составляется членами ликвидационной комиссии или бухгалтерским работником и утверждается учредителями. Поскольку в этом документе отражаются требования кредиторов, составить его можно только после закрытия реестра данных требований.

Общепринятых форм и бланков для составления промежуточного баланса нет, поэтому ликвидационная комиссия получает расширенные возможности для полного отражения состояния организации, используя формы собственной разработки. Только кредитные организации заполняют форму 0409101.

При составлении промежуточного баланса чаще всего используется бухгалтерская отчетность за последнее время деятельности, обычно это  форма «Бухгалтерский баланс» с добавлением новых сведений. В баланс добавляют следующие сведения:


  • машины, оборудование и другие основные средства;
  • здания и сооружения, включая объекты незавершенного строительства;
  • долгосрочные финансовые вложения;
  • нематериальные активы;
  • прочие финансовые запасы, затраты, денежные средства и финансовые активы;
  • расчеты с дебиторами;
  • выданные поставщикам, подрядчикам и работникам авансы;
  • краткосрочные финансовые вложения;
  • денежные средства на расчетных и валютных счетах и в кассе предприятия.

В состав промежуточного баланса входит вся информация по имуществу и долгам организации. Именно в данном документе содержатся сведения о размере и стоимости активов, дебиторских задолженностей. Эти данные вносятся в колонку «Актив». В колонку «Пассив» вносится информация о кредиторской задолженности. Промежуточные балансы могут производиться неоднократно и являются фундаментом для окончательного баланса.

Окончательный ликвидационный баланс

Составление окончательного ликвидационного баланса является завершающим этапом и производится после расчета всех задолженностей. Этот баланс должен быть нулевым, а обнаруженные в процессе его составления прибыли и убытки не несут налоговой и прочих нагрузок. Окончательный ликвидационный баланс составляется для наглядного ознакомления с убытками собственников фирмы и его кредиторов. Оставшееся после этого имущество распределяется между участниками общества.

Как и промежуточный, окончательный ликвидационный баланс составляется на собственных бланках, в которых указываются результаты ликвидации. После этого документация подается в налоговый орган, а после рассмотрения выносится решение о ликвидации фирмы и удаление данных о ней из реестра юридических лиц. 

Предоставленные на сайте материалы, цены и данные носят информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статей 435 и 437 Гражданского кодекса РФ