Классификация типологических групп покупателей в аптеке

Каждый первостольник с богатым опытом наверняка сразу может определить, какой покупатель зашел в аптеку – нет, не в плане его состоятельности или «болезненности», а по определенному типу. Рассмотрим основные признаки различных групп покупателей с их особенностями, запросами и поведением.

Классификация покупателей по эмоциональной чувствительности

Необщительный покупатель. Такой тип определяется достаточно легко – он тихий, ведет себя сдержанно, не реагирует на выражение чувств первостольника в форме юмора, а при неправильном поведении работника первого стола (не первого сорта шуточки и пр.) может серьезно обидеться.

Застенчивый покупатель – не менее сложный персонаж, который, несмотря на свою сентиментальность, может легко осадить фармацевта, который пытается дать умный совет. Эти люди сами все знают – они приходят в аптеку подготовленными и не терпят указаний. Определить застенчивого покупателя довольно просто – он часто находится в возбужденном состоянии, машет руками и пр.

Добродушный покупатель. Это «душка», который верит каждому слову фармацевта, а если и не верит внутри, то усердно делает вид, что верит и доверяет. Прислушивается к советам продавца и старается им следовать.

Классификация покупателей по степени решительности

Решительные покупатели. Это настоящий ураган «профессионализма, эрудиции» в одном флаконе. Очень активные люди, получающие удовлетворение от демонстрации своих познаний всем и каждому, от работника первого стола до стоящих в этой же очереди посетителей аптеки. Такому покупателю явно не нужны советы, он еще сам может дать парочку «ценных» указаний по применению или дозировке препарата. Дискуссия с первостольником может серьезно затянуться, если последний сделает вид, что внимательно слушает покупателя, а если в процессе еще и головой кивать в знак поддержки, можно потерять тех покупателей, которые, не выдержав подробной лекции, уходят из очереди.

Нерешительные покупатели. Прямой антипод первого типа – даже на лице видны следы смятения, осанка поникшая, походка неуверенная. Такому покупателю очень нужна помощь фармацевта при выборе товара, поскольку он зависим от чужого мнения. Выбрать товар для нерешительного покупателя – мука адская, особенно если придется выбирать из предложенных фармацевтом дозировок, количества, аналогов. Обязательно нужно обратить внимание на такого человека и максимально точно проинформировать его о свойствах лекарственного средства.

Классификация покупателей по скорости принятия решений

«Стремительный покупатель» - золотая жила для любой аптеки. Чаще всего они имеют обширный опыт использования лекарственных средств, теоретические познания или попросту специализированное образование. Быстрые покупатели легко ориентируются в товарах, принимают решение о покупке самостоятельно и не занимают много времени у фармацевта.

«Торопыга» - еще один тип покупателя, который также отличается быстротой покупки, однако эта скорость основана не на хорошем знании специфики, а на личностных качествах. Торопыги обычно берут то, что им попадется под руку, а впоследствии частенько возвращаются с претензиями на обслуживание или некачественный товар, либо на тот товар, который вопреки их рассуждениям оказался бесполезен.

Медлительный покупатель. Это самый обстоятельный тип посетителей аптеки, требующий соблюдения ряда условий для совершения удачной покупки: ему желательно отсутствие очереди, он требователен к продавцу, а если что-то не понравилось – может легко бросить корзинку с выбранными товарами и уйти. Внимание и профессионализм – основные требования такого покупателя к продавцу.

Классификация покупателей по поведенческому фактору

Активные покупатели. Они не требуют от фармацевтов ничего, кроме доброжелательного отношения и умения пользоваться кассовым аппаратом. Им не нужны советы, профессиональные консультации – это очень организованные люди, часто попадающие в группу стремительных покупателей.

Пассивные покупатели. Их легко узнать по традиционным чертам поведения: они бродят по торговому залу, чаще с бессмысленным выражением лица, поскольку определенной цели у них нет. Зацепить такого покупателя сложно, но можно, правда чаще всего единственным способом является продажа лекарств по рецепту. Мотивация очень слабая и неопределенная.

Классическая классификация покупателей

Потенциальные покупатели. Это те люди, которые уже бывали в аптеке, но купить пока ничего так и не решились. Это особо важная группа покупателей, требующая определенного подхода. К потенциальным покупателям в принципе можно отнести и все население близлежащих домов.

Новые покупатели. Они в первый раз в данной аптеке, поэтому от первого впечатления будет зависеть, придут ли они еще раз.

Постоянные покупатели. Их можно видеть практически каждый день, чаще всего это пенсионеры, люди с хроническими заболеваниями. Они хорошо знают аптеку и расположение товаров в ней, также обладают богатым запасом собранных по крупице знаний. Однако очень часто такие покупатели приходят даже не за определенным лекарством, а просто, чтобы соблюсти самостоятельно созданный ритуал.

Также классификация типологических групп покупателей осуществляется на основании прочих признаков:

  • Настойчивость
  • Разговорчивость
  • Тип восприятия информации
  • Доверчивость и пр.
Зная особенности различных типов покупателей можно угодить каждому, моделируя поведение под их запросы. 
Предоставленные на сайте материалы, цены и данные носят информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статей 435 и 437 Гражданского кодекса РФ