Любой компетентный бухгалтер, как и банковский работник, должен с ходу дать ответ на данный вопрос. Но что же делать новичкам и молодым специалистам? И если говорить откровенно, даже опытные работники бухгалтерии и кредитно-финансовой области не всегда знают точный порядок оформления платежного поручения.
В первую очередь следует разобраться, что собой представляет платежное поручение. Это распоряжение клиента, данное банку, о переводе денежных средств в оплату товаров, услуг, за выполненную работу в пользу получателя, оформленное согласно нормам законодательства РФ и внутренней документации банка. Также данный документ может использоваться для перевода средств на депозиты, для уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды.
При создании платежного поручения следует обратить внимание на законодательную сторону вопроса. Оформление данного документа осуществляется согласно правилам, перечисленным в Положении № 383-П. Вся процедура выглядит так: бухгалтер при помощи специализированной программы оформляет распоряжение на перевод денежных средств и сдает его в банк, менеджер по обслуживанию клиентов проверяет правильность оформления и принимает его. Банк, в свою очередь, исполняет платежное поручение, списав деньги со счета.
Некоторые банки предоставляют в качестве дополнительной услуги создание платежного поручения в пределах банковского отделения. Однако это платная услуга, и большинство руководителей не готовы платить лишние деньги за работу, которую должен выполнять бухгалтер.
При проверке документов менеджер обязан установить наличие всех реквизитов, правильность заполнения данных. В противном случае специалист должен отказать в исполнении. Чтобы этого не случилось, необходимо точно знать, как оформить платежное поручение.
Итак, всем реквизитам присвоены номера. Данная нумерация отражена в приложении 3 (383-П). Также необходимо запомнить, что каждому реквизиту отводится конкретное поле. Только заполнив верно все поля, клиент может быть уверен в том, что деньги попадут в заданное место в указанном количестве.
Кроме того, необходимо упомянуть, что при перечислении сумм в бюджет и внебюджетные фонды надо руководствоваться Приказом Министерства финансов России № 107н.
Особо следует учитывать, что в платежном поручении не может быть пустых полей. Если же заполнять нечего, вместо реквизита указывается «0».
Перечень реквизитов платежного поручения и их описание можно найти в приложении 1 к Положению N 383-П. А образец самой формы данного документа представлен в приложении 3.
В платежном поручении сумма указывается в двух формах. Первая прописывается словами с указанием валюты. Вторая – цифрами, валюта не указывается, рубли отделяются от копеек дефисом.
Особое внимание следует уделить полям 13, 14, 16, 17. Здесь отражаются все данные получателя и его банка. При допущении ошибки в наименовании или счете банк получателя может сделать возврат платежного поручения обратно в банк плательщика. Затем в течение некоторого времени платеж будет висеть в невыясненных, а это значит, что сроки оплаты будут передвинуты, что не всегда устраивает контрагента клиента, и даже может повлечь штрафы и неустойки.
Назначение платежа лучше заполнять как можно подробнее, при этом придерживаться схемы: «Оплата за... по договору номер... от... числа».
В банке менеджер обязательно проверит наличие печати, первой и второй (при наличии) подписи, сверив их с образцами.
Таким образом, при соблюдении всех норм законодательства и предельной внимательности, клиент не должен столкнуться с какими-либо проблемами при оформлении платежного поручения.