Экономическая эффективность аптеки

Эффективность экономической деятельности аптеки является важным показателем успешности бизнеса и оценивается на основе многочисленных факторов. Рассмотрим основные способы повышения рентабельности в аптеке.

Разработка ассортиментной политики

Грамотно сформированная ассортиментная политика играет важную роль в создании отличной репутации аптеки, тем самым позволяет добиться лояльности покупателей и оптимизировать товарный ассортимент. Ассортиментная матрица – это документ, отражающий в таблицах товары, которые должны быть представлены в аптечном ассортименте, их оптимальные цены, а также количество запасов для данной точки реализации.

Основной проблемой большей части аптек является отсутствие ассортиментной политики. Размер общих потерь от упущенных продаж может при этом составлять до 20%. Чтобы увеличить ассортимент, следует активно внедрять в реализацию парафармацевтику – товары для детей, гигиеническую продукцию, биодобавки, лечебное питание и пр.

Для формирования эффективного ассортимента используются различные виды анализов, по  результатам которых определяются приоритетные и минимальные группы товаров, а также те позиции, которые нужно определить в группу предзаказа (редко спрашиваемые и плохо продаваемые товары). Нельзя недооценивать последнюю группу, поскольку она способна увеличить маржу до 10% и играет важную роль в политике лояльности покупателей.

Ценообразование

Для улучшения экономической эффективности аптеки нужно правильное ценообразование. Это не минимальная цена, которая будет более интересна покупателю, и не максимальная, позволяющая получить наибольшую выгоду. Оптимальное ценообразование – то, при котором будет увеличиваться и прибыль аптеки, и количество постоянных покупателей. Необходимым условием для ценообразования является наличие ценовой политики.

Ценовая политика формируется в зависимости от финансовых отношений с двумя группами контрагентов – покупателями и поставщиками продукции. При выработке ценовой политики следует учитывать специфику аптечного бизнеса, в частности, государственного регулирования цен на жизненно-необходимые и важные лекарственные препараты (ЖНВЛП).

Реклама, маркетинг и мерчендайзинг

Любая аптека должна активно использовать современные инструменты бизнеса для успешного развития. Это разработка собственного фирменного стиля, внедрение дисконтных программ, мерчендайзинг, наличие внешней рекламы и пр.

Фирменный стиль заставляет покупателя запомнить данную аптеку по цветовым, дизайнерским и графическим элементам, формирует у него чувство доверия. Задача фирменного стиля – закрепить в сознании покупателя позитивные эмоции, связанные с благоприятным опытом использования продукции данной компании.

Маркетинговый план разрабатывается еще на стадии открытия аптеки. За пару недель до открытия на фасаде устанавливается вывеска с указанием даты открытия, а за несколько дней начинается активное оповещение жителей района. Раздаются листовки, размещаются объявления в местных СМИ, размещаются рекламные баннеры. Неплохие результаты показывает использование дисконтных программ и краткосрочных акций, направленных на максимальный охват целевой аудитории.

Использование мерчендайзинга необходимо, чтобы выгодно представить нужные товары и увеличить покупательскую активность. К аптекам относятся стандартные правила мерчендайзинга:


  • фронтальное расположение товара;
  • приоритетное расположение наиболее продаваемых и выгодных товаров аптечного ассортимента;
  • подсветка нужных товаров;
  • группировка товаров по одному или нескольким схожим признакам;
  • справочно-информационная работа с покупателями;
  • правильное использование рекламных материалов и т.д.


Особое внимание нужно уделить разработке и внедрению дисконтной программы, поскольку она способствует увеличению массы постоянных покупателей. 

Предоставленные на сайте материалы, цены и данные носят информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статей 435 и 437 Гражданского кодекса РФ