Бухгалтерский анализ, или, анализ бухгалтерской отчетности, является важным критерием оценки результатов деятельности предприятия и его финансового состояния. Аудит бухгалтерской отчетности необходим в различных случаях, например:
Подтвержденные данные о финансовой эффективности организации дают возможность оптимизировать политику компании, правильно определять последовательность действий, прогнозировать итоги финансовой деятельности и увеличивать прибыль.
Бухгалтерский анализ проводится для составления общей картины финансового состояния предприятия, с его помощью делаются выводы о количестве и эффективности использования активов, производится оценка платежеспособности компании.
Анализ бухгалтерской отчетности позволяет не просто оценить финансовую независимость предприятия, но и принять верные решения о привлечении дополнительных финансовых вливаний для дальнейшего развития. Проведение бухгалтерского анализа также позволяет оценить эффективность работы управленческого звена. Сегодня бухгалтерский анализ проводится на компьютере с помощью специализированных программ.
Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В состав бухгалтерской отчетности входит Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, приложения и пояснительная записка.
Если аудит бухгалтерской отчетности является обязательным согласно действующему законодательству, к отчетности прилагается аудиторское заключение, подтверждающее достоверность финансовой отчетности предприятия.
В пояснительной записке следует раскрыть информацию, которая относится к учетной политике организации, и внести данные, необходимые для оценки реального финансового состояния предприятия, но которые не могут быть использованы в отчете о прибылях и убытках или в бухгалтерском балансе. Бухгалтерская отчетность может быть годовой или промежуточной (месячные и квартальные отчеты).
Состав бухгалтерской отчетности организаций регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России № 43н.
В состав бухгалтерской отчетности могут входить различные документы, в зависимости от вида отчетности и типа субъекта. По периодичности составления бухгалтерская отчетность делится на две группы: промежуточная и годовая.
Промежуточная, или, периодическая, отчетность состоит из месячной, квартальной, полугодовой отчетности или отчетности за срок 9 месяцев. В промежуточную отчетность входят такие документы, как:
При этом организация вправе включать в состав промежуточной бухгалтерской отчетности прочие показатели, пояснительную записку или отчет о движении средств.
Годовая бухгалтерская отчетность сдается один раз в год и включает в себя:
Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенный режим налогообложения и не обязанные проводить аудит отчетности, могут не предоставлять в составе годовой отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку.
По степени обобщения данных бухгалтерская отчетность может быть первичной или сводной.
В состав бухгалтерской отчетности должны быть включены данные, необходимые для составления реальной картины о финансовом положении предприятия, результатах ее финансовой деятельности. Если данных недостаточно, организация может включить в состав бухгалтерской отчетности дополнительные пояснения и показания.
Анализ бухгалтерского баланса дает возможность получить адекватную оценку эффективности размещения активов организации, размеры и эффективность инвестиций, а также сделать выводы о способности управленческого отдела работать на повышение прибыли. Задачи бухгалтерского баланса:
Бухгалтерский баланс наряду с отчетами о движении денежных средств, изменениях капитала и финансовых результатах является важной частью годовой бухгалтерской отчетности. Формирование бухгалтерского баланса помогает сгруппировать активы и пассивы организации, выразив их в денежном виде, тем самым позволяет охарактеризовать ее финансово-экономическое состояние на дату составления отчета. Анализ бухгалтерского баланса проводится поэтапно:
Отчет о прибылях и убытках являет важным источником сведений о степени эффективности деятельности компании, играет первостепенную роль в проведении анализа показателей финансовых результатов.
Анализ прибылей и убытков позволяет выявить источники основных прибылей или убытков в данном отчетном периоде, определить перспективы роста или степень потери прибыли. В форме №2 отражены результаты финансовой и хозяйственной деятельности только за отчетный период – квартал, полугодие или год. Задачи анализа отчета о прибылях и убытках:
Сегодня существует следующая классификация методов анализа бухгалтерской отчетности:
По характеру проведения бухгалтерский анализ может быть внешним или внутренним. Внутренний анализ проводят сотрудники бухгалтерского отдела предприятия, внешний – аудиторы от поставщиков, инвесторов и различных структур.
Как мы уже говорили выше, анализ финансовой отчетности проводится поэтапно.
На первом этапе изучаются оборотные активы предприятия, производится сравнение темпов продаж и роста средних сумм от оборота.
На втором этапе изучается динамика состава оборотных активов по различным группам: сырье отдельно, продукция отдельно, финансовые средства отдельно и т.д. Таким образом, производится оценка уровня ликвидности предприятия отдельно по каждой группе.
На третьем этапе производится анализ структуры и продолжительности различных циклов предприятия, включая производственный, операционный и финансовый циклы.
На четвертом этапе проверяется рентабельность оборотных активов.
На пятом этапе рассматриваются источники финансирования, определяется степень финансовых рисков компании.
После детального анализа бухгалтерской отчетности можно максимально точно определить эффективность и качество работы управленческого звена, делаются выводы о новых направлениях деятельности и остановке нерентабельных.
К счастью, сегодня все расчеты и отчетность делаются в компьютерном виде, что значительно сокращает затраты на составление и анализ отчетности.