Анализ бухгалтерской отчетности

Бухгалтерский анализ, или, анализ бухгалтерской отчетности, является важным критерием оценки результатов деятельности предприятия и его финансового состояния. Аудит бухгалтерской отчетности необходим в различных случаях, например:


  • Определение управленческих проблем в области финансовой и хозяйственной деятельности
  • Выбор направлений инвестирования или кредитования и пр.


Подтвержденные данные о финансовой эффективности организации дают возможность оптимизировать политику компании, правильно определять последовательность действий, прогнозировать итоги финансовой деятельности и увеличивать прибыль.

Основные цели анализа бухгалтерской отчетности

Бухгалтерский анализ проводится для составления общей картины финансового состояния предприятия, с его помощью делаются выводы о количестве и эффективности использования активов, производится оценка платежеспособности компании.

Анализ бухгалтерской отчетности позволяет не просто оценить финансовую независимость предприятия, но и принять верные решения о привлечении дополнительных финансовых вливаний для дальнейшего развития. Проведение бухгалтерского анализа также позволяет оценить эффективность работы управленческого звена. Сегодня бухгалтерский анализ проводится на компьютере с помощью специализированных программ.

Понятие бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В состав бухгалтерской отчетности входит Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, приложения и пояснительная записка.

Если аудит бухгалтерской отчетности является обязательным согласно действующему законодательству, к отчетности прилагается аудиторское заключение, подтверждающее достоверность финансовой отчетности предприятия.

В пояснительной записке следует раскрыть информацию, которая  относится к учетной политике организации, и внести  данные, необходимые для оценки реального финансового состояния предприятия,  но которые не могут быть использованы в отчете о прибылях и убытках или в бухгалтерском балансе. Бухгалтерская отчетность может быть годовой или промежуточной (месячные и квартальные отчеты).

Состав бухгалтерской отчетности

Состав бухгалтерской отчетности организаций регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России № 43н.

В состав бухгалтерской отчетности могут входить различные документы, в зависимости от вида отчетности и типа субъекта. По периодичности составления бухгалтерская отчетность делится на две группы: промежуточная и годовая.

Промежуточная, или, периодическая, отчетность состоит из месячной, квартальной, полугодовой отчетности или отчетности за срок 9 месяцев. В промежуточную отчетность входят такие документы, как: 


  • Бухгалтерский баланс (форма №1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма №2).


При этом организация вправе включать в состав промежуточной бухгалтерской отчетности прочие показатели, пояснительную записку или отчет о движении средств.

Годовая бухгалтерская отчетность сдается один раз в год и включает в себя: 


  • Бухгалтерский баланс (форма №1);    
  • Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
  • Отчет об изменениях капитала (форма №3);
  • Отчет о движении денежных средств (форма №4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  • Пояснительная записка;
  • Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.


Субъекты малого предпринимательства, не применяющие упрощенный режим налогообложения и не обязанные проводить аудит отчетности, могут не предоставлять в составе годовой отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку.

По степени обобщения данных бухгалтерская отчетность может быть первичной или сводной.

В состав бухгалтерской отчетности должны быть включены данные, необходимые для составления реальной картины о финансовом положении предприятия, результатах ее финансовой деятельности. Если данных недостаточно, организация может включить в состав бухгалтерской отчетности дополнительные пояснения и показания.

Задачи анализа бухгалтерского баланса

Анализ бухгалтерского баланса дает возможность получить адекватную оценку эффективности размещения активов организации, размеры и эффективность инвестиций, а также сделать выводы о способности управленческого отдела работать на повышение прибыли. Задачи бухгалтерского баланса:


  • Оценка имущественного состояния предприятия
  • Анализ ликвидности
  • Анализ количества и состава активов
  • Оценка предприятия на предмет способности «зарабатывать»
  • Анализ возможности сохранения и увеличения финансового капитала


Анализ бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс наряду с отчетами о движении денежных средств, изменениях капитала и финансовых результатах является важной частью годовой бухгалтерской отчетности. Формирование бухгалтерского баланса помогает сгруппировать активы и пассивы организации, выразив их в денежном виде, тем самым позволяет охарактеризовать ее финансово-экономическое состояние на дату составления отчета. Анализ бухгалтерского баланса проводится поэтапно:


  • Анализ состава бухгалтерского баланса, его структуры
  • Анализ состава и структуры капитала, собственного и заемного
  • Оценка изменений в соотношении различных видов капитала, выявление причин данных изменений
  • Анализ активов, выявление их влияния на финансовую устойчивость компании
  • Анализ дебеторской и кредиторской задолженности, оценка соотношения
  • Изучение влияния инфляции на оценку реальной стоимости активов
  • Факторный анализ оборачиваемости оборотных активов
  • Анализ и оценка ликвидности бухгалтерского баланса организации (ее активов)
  • Группировка активов по их ликвидности и пассивов по срочности их оплаты
  • Разработка рекомендаций по оптимизации капитала, увеличению скорости оборачиваемости активов и укреплению финансовой устойчивости предприятия


Анализ отчета о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках являет важным источником сведений о степени эффективности деятельности компании, играет первостепенную роль в проведении анализа показателей финансовых результатов.

Анализ прибылей и убытков позволяет выявить источники основных прибылей или убытков в данном отчетном периоде, определить перспективы роста или степень потери прибыли. В форме №2 отражены результаты финансовой и хозяйственной деятельности только за отчетный период  – квартал, полугодие или год. Задачи анализа отчета о прибылях и убытках:


  • анализ динамики  балансовой и чистой прибыли;
  • оценка степени влияния внешних факторов на прирост прибыли;
  • оценка рентабельности предприятия;
  • оценка резервов для увеличения прибыли.


Методы анализа бухгалтерской отчетности

Сегодня существует следующая классификация методов анализа бухгалтерской отчетности:


  • Чтение бухгалтерской отчетности;
  • Анализ абсолютных и сравнимых процентных показателей;
  • Сравнительный анализ и сравнение со среднеотраслевыми показателями;
  • Агрегирование и анализ агрегированного баланса;
  • Динамический и структурный анализ;
  • Анализ вертикальных и горизонтальных процентных изменений;
  • Анализ показателей путём использования финансовых коэффициентов;
  • Трендовый анализ;
  • Факторный анализ;
  • Пространственный анализ;
  • Экспресс анализ отчетности


По характеру проведения бухгалтерский анализ может  быть внешним или внутренним. Внутренний анализ проводят сотрудники бухгалтерского отдела предприятия, внешний – аудиторы от поставщиков, инвесторов и различных структур.

Этапы анализа бухгалтерской финансовой отчетности

Как мы уже говорили выше, анализ финансовой отчетности проводится поэтапно.

На первом этапе изучаются оборотные активы предприятия, производится сравнение темпов продаж и роста средних сумм от оборота.

На втором этапе изучается динамика состава оборотных активов по различным группам: сырье отдельно, продукция отдельно, финансовые средства отдельно и т.д. Таким образом, производится оценка уровня ликвидности предприятия отдельно по каждой группе.

На третьем этапе производится анализ структуры и продолжительности различных циклов предприятия, включая производственный, операционный и финансовый циклы.

На четвертом этапе проверяется рентабельность оборотных активов.

На пятом этапе рассматриваются источники финансирования, определяется степень финансовых рисков компании.

После детального анализа бухгалтерской отчетности можно максимально точно определить эффективность и качество работы управленческого звена, делаются выводы о новых направлениях деятельности и остановке нерентабельных.

К счастью, сегодня все расчеты и отчетность делаются в компьютерном виде, что значительно сокращает затраты на составление и анализ отчетности. 

Предоставленные на сайте материалы, цены и данные носят информационный характер и ни при каких условиях не являются публичной офертой, определяемой положениями Статей 435 и 437 Гражданского кодекса РФ