Как открыть аптеку без фармацевтического образования?

Особенности данного бизнесаСреди большого выбора предпринимательских тематик все большим вниманием стал пользоваться аптечный бизнес. Действительно, потребность в лекарствах есть всегда, так почему бы и не открыть аптеку, ведь продажа различных препаратов и товаров аптечного ассортимента может принести довольно неплохой доход даже без фармацевтического образования ее хозяина. 

Для успешного старта и стабильного развития следует знать важные нюансы открытия данного бизнеса, которые помогут сделать его действительно выгодным!

Далее в статье мы подробно разберем:

Особенности аптечного бизнеса
Основные шаги
С чего лучше начать
Какие документы потребуются
Что нужно для получения лицензии
Выбор помещения аптеки с учетом месторасположения
Ассортимент и закупка товара
Оборудование
Особенности подбора персонала
Реклама
Сколько это стоит
Видео

Особенности аптечного бизнеса

На предварительном этапе следует определиться с видом деятельности:

  1. Производственная аптека
  2. Аптека готовых форм
  3. Аптечный пункт
  4. Аптечный киоск

Наиболее оптимальный вариант – аптека готовых форм. Это «золотая середина», которая не требует огромных вложений, а возможностей развития у нее очень много. Здесь можно продавать лекарства по рецептам, а вот в аптечном киоске или аптечном пункте этого делать нельзя, придется обходиться реализацией косметики, гигиенических средств, здорового питания и пр.

Основные шаги

  • Открытие юридического лица или ИП
  • Подготовка и сдача документов в ИФНС
  • Сдача заявления о применяемой системе налогообложения
  • Постановка на учет в фондах ПФР и ФСС
  • Изготовление печати предприятия
  • Если фактический адрес не соответствует юридическому – открытие обособленного подразделения по месту нахождения объекта розничной торговли.

  • С чего лучше начать

    Открытие аптеки всегда нужно начинать с составления бизнес-плана. Данный документ не только позволяет оценить сопоставить возможности с требованиями и оценить реальные перспективы будущего развития. Бизнес-план впоследствии будет одним из основных документов аптечной организации – в нем прописаны направления деятельности, будущие расходы и предполагаемая прибыль и важные нюансы, в том числе классификация по кодам ОКВЭД. 

    Например:

    52.31 – фармацевтические товары

    52.32 – медицинские и ортопедические товары 

    52.33 – косметические и парфюмерные товары

    При регистрации аптеки следует выбрать организационно-правовую форму предприятия. Наиболее частый вопрос – может ли ИП открыть аптеку или обязательно регистрироваться как ООО? Разница состоит в следующем:

    При регистрации ООО открыть аптеку можно без фармацевтического образования, оно требуется лишь от руководителя аптечного учреждения.

    При регистрации ИП владелец аптечной организации обязательно должен иметь диплом фармацевта или провизора

    Какие документы потребуются

    Если вам кажется, что самый сложный этап по оформлению документов уже позади, вынуждены вас разочаровать – придется собрать еще не мало бумаг, чтобы официально открыть аптеку. По факту нужно всего три документа:

    — Санитарно-эпидемиологическое заключение на аптечную организацию

    — Фармацевтическая лицензия на розничную торговлю лекарственными средствами

    — Разрешение от пожарной службы

    Чтобы получить разрешение от СЭС, придется хорошо постараться, ведь документов нужно собрать много!

    Помимо заявления нужно заранее подготовить Свидетельство о регистрации юридического лица (или индивидуального предпринимателя) и Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Также нужно получить выписку из ЕГРЮЛ, в которой будет указана информация об обременениях, всех находящихся на земельном участке объектах, кадастровой стоимости здания и пр.

    Далее нужно предоставить в СЭС договор аренды или свидетельство на собственность недвижимости, экспликацию, план БТИ. Однако больше всего в пакете документов на открытие аптеки различных договоров, без которых невозможно получить санитарно-эпидемиологическое заключение:

    • на вывоз мусора;
    • на уничтожение люминесцентных ламп;
    • на дезинсекцию и дератизацию;
    • на вывоз ТБО;
    • на стирку белья;
    • на медосмотр сотрудников;
    • на дезинфекцию вентиляции и системы кондиционирования.

    В СЭС потребуется подготовить медицинские книжки сотрудников с прививками, план производственного контроля и замеры микроклимата и освещенности.

    Пожарная служба более умерена в запросах документов: основное, что нужно сделать – просто вызвать пожарную инспекцию, которая выдаст (при удовлетворении условиям) документы, утверждающие:

    • наличие и исправное состояние всех составляющих пожарной безопасности;
    • получение протокола о проведении замеров сопротивления изоляции электропроводов;
    • получение фармацевтической лицензии в Росздравнадзоре.

    Что нужно для получения лицензии

    Чтобы получить лицензию на аптеку, потребуется внушительный перечень  документов: в первую очередь это заявление и Свидетельство  о государственной регистрации, а также Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Также необходимо предоставить выписку из ЕГРЮЛ, копию устава, решение о назначении Генерального директора организации.

    К документу об уплате государственной пошлины прикладываются копии документов, подтверждающих право соискателя лицензии на пользование помещением и оборудованием. Уже внушительный пакет документов дополняется копией санитарно-эпидемиологического заключения, копиями документов специалистов, подтверждающих наличие высшего и среднего фармацевтического образования, документами, подтверждающими квалификацию работника (сертификаты), а также копиями трудовых книжек.

    Если каких-то документов будет не хватать, лицензирующий орган вправе отказать соискателю.

    Выбор помещения аптеки с учетом месторасположения

    Прежде чем приступить к открытию аптеки, нужно правильно выбрать помещение. Это может быть проходимое место в центре города или в спальном районе, причем преимущества есть у обоих вариантов. Так, даже на окраине можно вполне успешно вести аптечный бизнес, ведь здесь подавляющая часть покупателей – постоянные клиенты. Выбор помещения по месторасположению ограничивается лишь бюджетом.

    Важно, чтобы помещение соответствовало существующим требованиям и нормам. Минимальная площадь аптеки на сегодняшний день не утверждена, но она должна состоять из следующей структуры помещений:

    • торговый зал;
    • помещение для хранения лекарственных средств и сопутствующих товаров (Материальная комната);
    • помещение для персонала;
    • кабинет руководителя и бухгалтера;
    • гардеробная;
    • зона приема и распаковки товара;
    • подсобные помещения.

    Поскольку аптека открывается с нуля, нужно будет произвести ремонт помещения с учетом гигиенических требований. Отделочные материалы будут регулярно подвергаться обработке дезинфицирующими средствами, наилучшим вариантом для отделки пола и стен будет керамическая плитка, для пола также можно использовать линолеум со сварными швами и антискользящей поверхностью.

    Помещение аптеки должно быть оснащено следующими инженерными коммуникациями:        

    • центральное отопление, водоснабжение и электросеть;
    • вентиляция;
    • канализация.

    Также необходимо оборудование помещение пожарной, светозвуковой и охранной сигнализацией. В местах хранения лекарственных средств нужно установить приборы контроля температуры и влажности воздуха.

    Подробнее о том, как выбрать помещение под аптеку.

    Ассортимент и закупка товара

    На первых порах придется серьезно поработать с поставщиками – выбрать наиболее выгодные варианты. Если начальный капитал позволяет открыть сеть аптек, можно выторговать хорошие скидки, ведь объем товара будет значительно больше. Также можно объединиться с другими аптеками, чтобы получить скидку.

    Помимо лекарств следует рассмотреть возможность реализации медицинской техники, косметики, гигиенических средств, детского питания, БАДов, ортопедических товаров – они будут увеличивать товарооборот и, соответственно, прибыль аптеки. Кроме того, на товары данных групп нет предельно допустимой наценки, установленной государством на медицинские препараты. Вот почему имеет смысл потратиться на обустройство открытой выкладки: это дополнительный инструмент увеличения продаж. 

    Для оптимизации работы обязательно использование систем электронного учета. Данные системы способны составлять список заказ для поставщиков, проверять наличие товара (это важно при работе с покупателями) и даже отслеживать сроки годности.

    Оборудование

    Технологическое оборудование, используемое в аптеках, должно быть зарегистрировано в Минздраве России, разрешено к применению в установленном порядке и иметь сертификат соответствия. Для полноценной работы аптеки потребуется следующее оборудование, принадлежащее аптеке на законных основаниях:

    • стеллажи и поддоны для хранения медикаментов;
    • шкафы и сейфы для хранения отдельных групп лекарственных веществ;
    • холодильное оборудование;
    • ультрафиолетовые облучатели для дезинфекции воздуха;
    • зоны выкладки товара (прилавки и витрины);
    • кассовые аппараты, компьютеры и прочее вычислительно оборудование;
    • приборы регистрации микроклимата и контроля температуры;
    • мебель для прочих помещений аптеки.

    Особенности подбора персонала

    Требования к персоналу достаточно четкие. Руководитель аптеки должен иметь высшее фармацевтическое образование со стажем работы в данной области не менее 3 лет плюс сертификат специалиста, либо среднее фармацевтическое образование со стажем работы в данной области не менее 5 лет плюс сертификат специалиста.

    Если аптеку открывает индивидуальный предприниматель, у него также должно быть высшее  образование и стаж работы: провизора не менее 3 лет; фармацевта не менее 5 лет.

    Для вновь нанятых работников в соответствии с локальными актами субъекта розничной торговли внедряется программа адаптации и регулярно проверяются квалификация, знания, опыт таких работников. Программа адаптации включает в том числе:

    а) вводный инструктаж при приеме на работу;

    б) подготовку (инструктаж) на рабочем месте (первичный и повторный).

    Реклама

    Аптечная вывескаНужно отметить, что наличие рекламной вывески является не прихотью руководителя аптеки, а обязательным условием торговли.

    На вывеске должны быть указаны:

    а) вид аптечной организации на русском и национальном языках: «Аптека» или «Аптечный пункт» или «Аптечный киоск»;

    б) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма субъекта розничной торговли;

    в) режим работы.

    Если аптека работает в ночное время, вывеска должна быть освещенной.

    Правильно организованная рекламная компания привлекает покупателей, что является основной задачей аптеки на этапе открытия. Самым эффективным и недорогим инструментом рекламы являются листовки, которые раздают прохожим в местах наибольшего скопления людей, а также у самой аптеки.

    Первым покупателям можно предложить приобрести лекарственные препараты и сопутствующие товары со скидкой, а так же можно провести акцию, продавая два товара по цене одного. Или при покупке одного товара клиент сможет получить второй в подарок.

    Сколько это стоит?

    Сумма первоначального капитала зависит от назначения аптеки, ее расположения и других факторов. На открытие средней аптеки нужно около  миллиона рублей, а при заказе услуги  «аптека под ключ»  в консалтинговой компании надо заплатить от 300 000 рублей за услуги.

    Сколько бы ни было доступных средств на бизнес, их лучше все направить на то, чтобы открыть аптеку. Это оборудование, аренда помещения, закупка мебели и холодильников, прокладка коммуникаций, оформление документов, реклама.

    Прибыль определяется местоположением аптеки, объемом покупателей, доступностью скидок от поставщиков, наличием конкурентов поблизости, стоимостью арендной платы, типом выкладки (открытая или закрытая), формой ведения бизнеса (аптека или аптечный пункт).

    Видео



    Полезное по теме: 






    Поделитесь своими мыслями, оставьте комментарий